Полтора десятка молодых людей в минувшую субботу тесной замерзшей группой неторопливо перемещались по подворотням в районе Красной Пресни. Глухо переговаривающихся через подернутые инеем шарфы, их можно было принять за мыкающихся в поисках теплого кафе студентов или чьих-то заблудившихся гостей. На самом деле молодые люди никого не искали - на мороз их выгнал исключительно интерес к монументальному искусству и истории города, в котором они живут. Уже пять лет в столице стараниями энтузиастов действует культурологический проект "Прогулки по Москве". До сих пор о нем знали только немногочисленные специалисты-искусствоведы и прогрессивные архитекторы.
Нынешний вояж по историческим закоулкам столицы назывался "Прекрасная Пресня-2". Прошедшие акции назывались не менее поэтично: "В поисках Лианозово", "Песни и сказки Свиблово", "О, поле, Октябрьское поле!", "Незабываемая Электрозаводская". Всего их около 20. Результаты экспедиций регулярно появляются на сайте www.progulki.newmail.ru
- Идея изучать Москву родилась у нас лет пять назад, - говорит идеолог и координатор экскурсоводческого движения, а по основной профессии сотрудник Института языкознания РАН Сергей Никитин. - Как-то с друзьями-анархистами из группы "З.А.И.Б.И" ("За анонимное и бесплатное искусство") мы ходили по городу и рассказывали друг другу о неизвестных старых зданиях и памятниках, связанных с московским андеграундным искусством. Постепенно прогулки переросли в некое культурно-просветительское действо. Теперь перед каждой экскурсией мы развешиваем объявления на истфаке МГУ, в Архитектурном институте и в том районе, который собираемся изучать.
Клуб "Прогулки по Москве" работает по принципу полузабытых студенческих кружков по интересам. Экскурсию ведет тот, кто знает об объекте (городском районе или квартале) почти все. Чтобы подготовится к прогулке, надо проштудировать кучу библиотечной литературы и провести исследовательскую работу, которая может потянуть если не на диссертацию по искусствоведению или истории, то на публикацию в каком-нибудь серьезном специальном издании. Часто в процессе хождений по московским улицам всплывают любопытные факты.
- Недавно мы изучали Ленинский проспект, делали экскурсию по местам фасадной сталинской архитектуры, - вспоминает Сергей Никитин.-- Там есть дом № 50, построенный в 1949 году для работников Совнаркома по проекту архитектора Жолтовского (проект получил Сталинскую премию). Мы решили выяснить, каково москвичам жить в таком доме. Стали обзванивать жильцов по домофону, и нас пригласила в гости пожилая женщина. Своей шикарной квартирой она была очень недовольна. Но с ее помощью нам удалось ответить на обычный вопрос иностранцев, недоумевающих, почему в домах советской постройки туалет всегда соседствует с кухней (зарубежные интеллектуалы стесняются посещать туалет, когда рядом на кухне кто-то обедает). Дом Совнаркома был построен по "буржуазным" принципам. В кухне, где должна была обитать домработница, не было окна, а санузел помещался по соседству со спальней. Это-то и возмутило нашу хозяйку - она, как и Архитектурный совет 50-х годов, считала, что домашняя жизнь советского человека должна в основном протекат ь на кухне при дневном свете, а блюсти гигиену наши люди должны в основном не перед сном, а перед едой. Кстати, больше таких домов в СССР не строили.
Кроме мелких нюансов городской жизни, краеведам удалось найти в Москве настоящие памятники эпохи. Мало кто знает, например, что в 20-е годы в Москве было построено около десятка "рабочих городков" - кварталов, отдаленно напоминающих "хрущобы". Самые крупные находятся в районе Преображенской площади, на Шаболовке, в районе Дубровки и улицы Усачева. Их культурная ценность заключена в том, что каждый дом - прототип кооперативов - построен руками самих рабочих, часто без всякой помощи профессиональных строителей и инженеров. Поэтому все жилища неповторимы - кроме того, что "ленинские" пятиэтажки слегка кривоваты и построены из подручных материалов, в них нет ни одного одинакового окна или дверного проема.
- В районе метро "Авиамоторная" в таких домах до сих пор живут люди, - говорит Сергей Никитин. - Эти смешные здания наверняка скоро сломают. А целью наших экскурсий, кроме сохранения существующих памятников, можно считать формирование архитектурной культуры. Люди, которые, написав дипломы и диссертации, пойдут работать в архитектурные мастерские Москвы, после наших экскурсий будут по-другому смотреть на эти невзрачные здания. Они должны придумать, как сохранить колорит московского пейзажа, застраивая город новыми домами. Возможно, после одной из прогулок у кого-то из архитекторов родится проект восстановления рабочих городков и оборудования их под какие-нибудь офисные комплексы или поселки художников.
С официальными московскими лицами москвоведы-любители отношений не поддерживают. Впрочем, по их словам, главным вкладом столичных властей в сохранение родной истории стал помпезный праздник 850-летия города. К этой дате все московские издательства выпустили массу бессистемной, но ценной для специалистов литературы по Москве. Благодаря юбилейным книгам удалось установить многое, остальной информацией поделились местные краеведы. К примеру, удалось установить, в какой из свибловских пятиэтажек в середине прошлого века находилась квартира Василия Шукшина и художника Анатолия Зверева (он как-то назвал свой район "Гиблово"). Или где именно в Лианозове стояли бараки, в которых 60 лет назад жили первые поэты московского андеграунда Оскар Рабин и семья Крапивницких, входившие в кружок Игоря Холина и Генриха Сапгира.
- Всегда интересно смотреть на реакцию жителей во время экскурсий, - делится впечатлениями от состоявшихся прогулок историк Сергей Быховский. - По-моему, самые приветливые люди в Москве живут в центре. Они с удовольствием слушают истории о своем доме или районе, иногда приглашают в гости. В новостройках народ более замкнутый, им часто все равно, что было раньше на месте их дома и что могло бы быть. Публика в районах застройки 50-60-х годов почему-то самая нелюдимая и подозрительная. Причем не только вокруг Ленинского проспекта, где традиционно жила советская номенклатура, но и в старых рабочих районах вроде Электрозаводской или Авиамоторной. Очевидно, мрачноватая сталинская архитектура влияет и на характер людей.
Впрочем, по мнению любознательных столичных искусствоведов, исколесивших всю Европу в поисках архитектурных достопримечательностей, москвичи в сравнении с европейцами очень приветливы и сознательны. В Неаполе, к примеру, все, что происходит за окнами частных жилищ, мало кого волнует кроме коммунальных служб - так исторически сложилось со времен неаполитанской республики, когда нечистоты выливали из окон прямо на мостовые. В Германии геометрическая чистота улиц и дворов поддерживается врожденной дисциплиной. А Москва - город больших декораций, где за ампирными фасадами могут скрываться малопригодные для жилья коммуналки с общительными старушками, где сразу за официальным зданием американского посольства на Садовом кольце стоит дом-коммуна 30-х годов, уже несколько лет заселенная бомжами. Где окна главного дома страны - Большого Кремлевского дворца - выходят на заброшенную со времен революции фабрику на Софийской набережной. Настоящий рай для любого историка.
|