|
|||||
|
Москва Эйзенштейна
Москва Эйзенштейна – это первая экскурсия, получившая существенную поддержку СМИ в истории культурологических прогулок. Как следствие, она оказалась и самой многолюдной. У памятника Чернышевскому на Покровском бульваре собралось, по оценкам наблюдателей, около 60 человек (включая и самих наблюдателей).
У памятника Чернышевскому
(фото В. Чухлебова)
Такая толпа, путешествующая по центру Москвы в дождливый день, оказалась и самым занятным объектом съемки с точки зрения представивших нам для отчета свои фотографии участников. Поневоле вспоминается старый лозунг «Люди – наше богаство», вполне применимый к Московским культурологическим прогулкам.
Наш экскурсовод, Наум Ефимович Клейман, директор Музея кино, делал замечательные программы документальных фильмов, посвященных Москве (см. кинопрогулки). На этот раз он решил сам выступить в качестве экскурсовода по Москве не киношной, а вполне реальной. Сказать, что ему это удалось – значит не сказать ничего. Бессменный координатор МосКультПрог’а Сергей Никитин после прогулки отметил: «Я считаю, что эта прогулка была выходом на качественно новый уровень». Рядовые прогульщики отметили замечательную слышимость экскурсовода, несмотря на количество участников.
Под зонтиками у Современника
(фото Ю. Ширкова)
Отмеченные присутствием гения дома можно пересчитать по пальцам. Первая московская квартира, вернее, комната, в которую пустил Эйзенштейна актер и друг юности Максим Штраух, затем отдельная комната в той же коммуналке (после успеха «Броненосца Потемкина»). Кинотеатр «Современник», ныне – одноименный театр, где Эйзенштейн смотрел какую-нибудь фильму (в то время – женского рода). Здание ВХУТЕМАСа, художественного училища, где преподавали и учились многие друзья режиссера. Театр Пролеткульта в саду «Эрмитаж» - площадка для первых режиссерских опытов Эйзенштейна. Кремлевская больница, в которой режиссер закончил свои дни.
Три гида МосКультПрога:
Никитин, Клейман, Видгоф (фото В. Чухлебова)
Как старый прогульщик, хочу отметить, что еще никогда в истории проекта география и архитектура Москвы не попадали в такое мощное силовое поле исторических личностей. 1 июня собственно зданий было мало, зато какие маршруты и пересечения! Многие участники прогулок впервые почувствовали, какой маленькой была Москва до эпохи Великих строек. Любой художник за два часа мог обойти всех своих знакомых и поделиться свежей мыслью.
Наум Ефимович Клейман (фото Ю. Ширкова)
Минимум зданий, минимум расстояний обернулся для прогульщиков максимумом знаний, касающих истории идей советского кинематографа. Прогуливаясь по Москве, Эйзенштейн создал собственную теорию монтажа (на отрезке от квартиры на Чистых прудах до улицы Мясницкая). На сцене театра Пролеткульта, располагавшегося в саду «Эрмитаж», дрессировал будущего автора эпических «кубанских казаков» Ивана Пырьева в духе «театра жестокости» (в спектакле частью которого было максимально точное изображение боксерского поединка). Поразила воображение участников прогулки и задумка Эйзенштейна снять экранизацию «Капитала» Маркса. Для этой цели режиссером предполагалось перенести на кинопленку не перипетии судеб рабочих и капиталистов, а напрямую понятия, которыми оперировал философ.
Архитектуроведческих рефлексий было немного, точнее, всего одна. Сотрудница Музея архитектуры, именитая прогульщица Марина Хрусталева поведала о древнеримских корнях круглых окон в наземном павильоне станции «Чистые пруды». Оказывается, молодые советские архитекторы, съездив в вечный город, решили процитировать архитектора гробницы Пектия в Риме. Сергей Никитин по мере возможностей добавлял в течение прогулки различные факты из культуры повседневности, показав, в частности, место, где создатель башни Третьего интернационала Владимир Татлин выращивал в голодные 20-е картошку. Теперь на этом месте – продуктовые (алкоголические) ларьки, еда в которых – проще картошки (и не такая вкусная).
В конце прогулки (фото Ю. Ширкова)
Закончилась прогулка у дома журналистов, где Н. Е. Клейман рассказал о последних днях режиссера. У решетки дома сфотографировались всей компанией на память и поблагодарили нашего замечательного экскурсовода аплодисментами.