|
|||||
|
Немцы, аэрация, пастораль:
звуки и запахи Курьяново
Повествование о прогулке в поселок Курьяново, подготовленной Николаем Калашниковым и Сергеем Никитиным с авторскими фотографиями автора и Валентина Дьяконова
В Воскресенье 8 Сентября 2003г. мы отправились в Курьяново. Накануне лил дождь, но когда мы вышли из метро "Печатники", выглянуло солнце, которое сопровождало нас на протяжении всего путешествия. Основными докладчиками были Николай Калашников (автор идеи показа Курьянова в Москультпроге) и Сергей Никитин. От Печатников мы доехали до конечной - в Курьяново - откуда группа из примерно пятидесяти человек пошла пешком.
Николай Калашников начал свой рассказ с Антона Павловича Чехова - ближайшего и известнейшего летописца курьяновской старой жизни. Дачная местность Перерва (мы встали недалеко от одноименной железнодорожной платформы), лето, купчихи и разночинцы... Нынешнее Курьяново тоже со стороны скорее похоже на дачный поселок, чем на Москву или любой другой город средней полосы. Здесь по-прежнему довольно тихо и летом, и зимой, хотя столица окружила его со всех сторон. Вот только чистый дачный воздух в Курьянове больше не подают. 50 лет назад здесь появилась первая линия станции аэрации, вокруг которой был построен поселок, которому и была посвящена наша прогулка-исследование.
Такие таблички в Курьянове на каждом углу. То есть почти каждый дом здесь был при советской власти чистым и опрятным. Вообщем-то и сейчас дома поселка производят довольно приятное впечатление. Другое дело, что общественные места содержатся чуть хуже - совершенно обычное явление.
Сергей Никитин: "Такие насосные станции - можно встретить еще во многих местах России, но именно в Курьянове они воспринимаются в контексте, в ансамбле. Палладианские технические павильоны как нельзя подходят к элегической, руральной панораме поселка". Сергей Крудер: "Ротонды были излюбленным мотивом сталинской архитектуры 1930-1950-х гг.: эта архитектурная форма была освоена и для насосных станций, и для будук регулировщика ("стаканы"), и для павильонов метро, многие из которых стали шедеврами советской архитектуры".
Длинный тенистый бульвар протянулся почти от станции Аэрации до центра поселка. Он перерастает в просторную площадь с памятником Ленину, обсаженную - по советской традиции - голубыми елями.
Изысканнейшая архитектура Курьяновского Дома Культуры удивляет. Совершенно непонятно, каким образом здесь появилась роскошная прорисовка деталей и качество отделки. Подобное здание было бы уместнее - согласно канонам советской жизни - где-нибудь в центре города или на ВДНХ. Кстати, портик, по мнению Николая Калашникова, носит ярко выраженные черты архитектуры Закавказья. Об архитекторах - авторах поселка и Дома Культуры - нам известно немногое. Согласно некоторым источникам это были архитекторы В.Н. Бровченко, Ю.С. Бочков и инженер Р.С. Фейгельман и др. К сожалению, внутрь здания нашу группу не пустили. Если посмотреть в окошки, то видно, что большую часть здания занимают два громадных холла, причем средний украшен колоннами, расписанными под мрамор, и эффектными лестницами - они ведут на второй этаж - к аудиториям кружков и на верхний ярус зрительного зала, который мы, к сожалению, не видели. Если у вас есть фотосвидетельства о Доме Культуры в Курьянове, мы с удовольствием их опубликуем.
Курьяновский ДК и площадь перед ним были средоточием общественной жизни поселка. В ДК показывали кино - одно это свидетельствует о том, что местные жители в массе отдыхали именно здесь. Сейчас здесь тихо и немноголюдно. Площадь в Курьянове больше не имеет своего значения: клуб работает в режиме standby, закрыто и отделение милиции, фланкирующее памятник В. И. Ленину. Жизнь переместилась на Братиславскую, в Марьино, Печатники и вообще в Москву. Социальная, культурная и административная автономия поселка давным давно в прошлом. А ведь когда-то - по словам наших курьяновских собеседников - в Москву ездить было незачем: в городе-саде Курьяновск (вот такое вот дивное название) все было здесь рядом с домом.
А здесь собираются местные старушки. Красные диванные подушки, куски бытовой арматуры, фанерные вставки - вот как создается дворовый уют рубежа веков. Курьяновские бабушки разговорчивее московских - может быть, потому что ритм жизни здесь был всегда медленнее и общения - больше.
Помимо домов с просторными квартирами на одну семью - по крайней мере по словам наших информаторов - жителям полагались и подсобные помещения, решенные в виде сараев. Все сараи построены по типовому проекту и имеют два яруса: наземный с полками и подземный - погреб, в котором можно хранить овощи. Помещения небольшие, и в то же время вместительные: как мы заметили, внутри хранятся велосипеды и детские коляски. Сараи поделены на секции с отдельными дверями - все здесь расчитано на одну семью, а не на коллектив. Рядом с сараями стоят гаражи. Их немного, интересно, они были предназначены для государственных машин, или у жителей поселка уже в начале 1950-х гг. были собственные автомашины?
С точки зрения Сергея Никитина, этот пешеходный переулок - один из ключевых и специфических элементов архитектуры курьяновского поселка. Он имеет дополнительное назначение - к участкам, которые на него выходят можно проехать и с главной улицы, а здесь - просто уютно и приятно ходить пешком или ездить на велосипеде. Особенно важно, что подобные переулки в Курьянове были запланированы первоначальным проектом, а не возникли стихийно. Так создатели жилого городка 50-х гг. создавали пространство, которое сегодня напоминает нам об улочках южных приморских городков. С одной стороны вспоминается фраза советского поэта "в наш климат пришло потепленье...", а с другой - восхищаешься мастерами, которые создали редкий для того времени образец полноценного ансамбля, в котором продумано не только основное, магистральное, фасадное, но и ч а с т н о е измерение, которого так не хватало советской культуре.
Эта безымянная улочка конечно не была бы столь привлекательной, если бы не черепичные крыши... К сожалению, их век в Курьянове подходит к концу. Владелец одной из последних подарил МосКультПрогу одну черепичку - "все равно скоро буду крышу менять на железную". Одна из участниц прогулки посоветовала ему оставить крышу в покое - как исторический памятник, но владелец богатства, кажется, совершенно не беспокоится о таких вещах. Когда крыша будет заменена, улочка потеряет свое обаяние. Интересно, кто-нибудь из местных жителей это почувствует, или чувство среды осталось только у историков и краеведов?..
Курьяновская станция была задумана еще до войны. Один московский журналист писал в 1940 г.: "в 1913 г. Москва очищала за сутки только 5 млн. ведер сточных вод. В 1939 ежедневно очищалось более 58 млн. ведер. По Генеральному плану реконструкции к 1945г. мощность московских очистных сооружений должна быть доведена до 100 млн. ведер в сутки. Уже заканчивается строительство Люблинской станции аэрации, мощностью в 24 млн. ведер в сутки. В нынешнем году начато сооружение новой гигантской Курьяновской станции. Одна лишь эта станция сможет ежедневно очищать свыше 40 млн. ведер". По причине войны строительство Курьяновской станции было в целом завершено к началу 1950-х гг., одновременно был построен и поселок. Станция аэрации закрыта от посторонних глаз громадным забором, из-за которого видна красивая башня - по-видимому, водонапорная. Водонапорные сооружения очень часто были самыми высокими зданиями на местности, и в отсутствии колоколен и других крупных зданий, выполняли функцию архитектурной доминанты. Курьяновская башня относится, с точки зрения Сергея Никитина, к наиболее интересным. Ее декор изящен и в то же время, не чрезмерен - в нем нет избыточности, которая характеризует псевдоготические мотивы сталинских высотных зданий. Возможно, строителями башни были немецкие военнопленные, но эта гипотеза требует дополнительных изысканий. Николай Калашников считает, что Курьяновский жилой поселок не следует связывать с "немецкой традицией" (так например считают местные жители и историки архитектуры): очень часто, считает историк, за немецкое в Советском Союзе выдавалось сделанное руками простых советских заключенных, а в общественное сознание - в целях облегчения восприятия этой ситуации - вселялось мнение о том, что строили все военнопленные (ср. например легенды о строителях Главного здания МГУ на Ленинских горах).
Уходим из Курьянова по Батюнинской улице - она напоминает о деревне Батюнино, примыкавшей к Курьянову. Сергей Крудер: "На батюнинской я любовался сборными бетонными домами. Один из домов - вроде бы простая пятиэтажка - известна тем, что она была последней сборной пятиэтажкой, построенной в Москве (1973). По официальным данным после 1973г. Москва их больше не заказывала, а в Питере и на периферии их еще строили вовсю некоторое время". Сергей Никитин: "Для меня ул. Батюнинская - особенно со стороны железной дороги - это исключительно гармоничная улица, типичный пример поздних шестидесятых". Николай Калашников: "за домами шестидесятых-семидесятых высятся дома "московской серии" - это уже восьмидесятые".
По туннелю, по оценке Николай Калашникова 40-50-х гг. мы попали в Марьино. Вот что пишет Иван Засурский: "Ночью мне приснился город - широкая река, огромный мост через нее, за которым начинались кварталы мощных домов без окон, что-то вроде 40-этажных кубов в сталинском стиле. Дальше река разделялась на два русла. Стоял яркий солнечный день. Во всем - набережной, домах - даже в воздухе доминировали светло-серые и голубые оттенки. Во сне я шел вдоль набережной. У меня не было никаких дел там, но тем не менее я продолжал идти в направлении города, и, по мере того, как он приближался, у меня все больше захватывало дух от его масштабов и все ярче становилось ощущение свободы." Иван Засурский. Марьино (Неофициальная Москва. М., 1999. С.200-202).
"…И вдруг со всех сторон нас обступили дома. Высокие бетонные конструкции, бесконечные вариации на одну и ту же тему. Они сияли белизной в лучах заходящего солнца, отражение которого в окнах и на крышах домов сливались в ослепительные пятна. Чем дальше я ехал, тем глубже погружался в этот район, тем больше становилось домов, им не было конца. Я был ошеломлен. Марьино было очень похоже на город из моего сна. Жара спала. На улице стемнело, и над тремя круглыми домами повисла огромная желтая луна. Марьино - передовая линия наступления, неосвоенная земля, раскуроченная, с еще не зализанными, открытыми ранами на местах былых сражений. У этого района нет истории: даже если она была, его время отсюда устремляется в будущее. Но в чем его смысл, о чем оно свидетельствует - о будущем или прошлом? О настоящем? Для меня это район не только стоит на границе между городом и деревней, прошлым и будущим, но и является последней известной мне точкой между реальностью и сновидением. Судьба Марьино еще не предрешена. Дальше может быть все что угодно."
На этой цитате из очерка Ивана Засурского "Марьино" мы остановимся - этот район вскоре может стать темой отдельной прогулки, - и подведем краткие итоги по Курьянову: Курьяновский опыт города-сада совершенно исключителен для советской и российской архитектуры. Уникальный по качеству и сохранности законченный градостроительный ансамбль Курьяново не потерял своего значения для современной архитектурной мысли. Знакомство с поселком является важной задачей обучения архитектуре, истории культуры и городскому хозяйству в целом. По планам московского правительства, на месте поселка в скором времени появятся новые жилые дома, а это значит, что надо спешить - спешить познакомиться с Курьяновым, его архитектурой, структурой и настроением.