ФОРУМ
форум
ГОСТЕВАЯ
гости

гиды
О НАС
о нас
АРХИВ
архив

Прогулка, состоявшаяся в прошедшее воскресенье, затронула Верхние и Нижние Сыромятники. Основной темой стала жизнь в Москве в 20-30-е годы прошлого века и ее отражения в архитектуре и быте вообще.

Остановимся подробно на нескольких, наиболее интересных объектах прогулки.



"Дом с гербом" - это дом, находящийся на пересечении Сыромятнической набережной и Костомаровского переулка, прямо напротив моста. Построенный, по-видимому, в конце 19 в., он был по неизвестной причине серьезно переделан на рубеже 20-30-х годов. Причем переделка сопровождалась кардинальным изменением структуры здания - появились лестничные башни, освещаемые огромными "конструктивистскими" окнами. По-видимому в то же время фасад дома был украшен многочисленными деталями в стиле арт-деко (карниз, капители и т. д.). Особый интерес представляет изображение *герба РСФСР, точнее фантазии на его тему. Возможно, в 20-е годы здесь находилось какое-нибудь официальное учреждение. Внутри дома привлекает внимание сохранившаяся отделка - *переплеты, двери, окна, лестничные марши и перила - все здесь относится к тому же самому периоду, причем - как оказалось - в разных подъездах детали разные. Несмотря на различия, Алексей Петухов уверенно заключил, что отделка подъездов относится к одному и тому же времени; просто промышленность не успевала за потребностью строительства и вот в разных подъездах дома были разные перила, двери, ручки...



Следующим объектом был ДК Метростроя, построенный, по всей видимости, во второй половине 1930-х годов, относится к . В объект мы были допущены в промежуток между психотерапевтическим сеансом и концертом. С первых шагов было ощущение попадания в метро. Несмотря на почтенный возраст, здание сохранило оригинальный внутренний облик с его блистательным *Большим залом. Украшенный серией рельефов, и огромным *росписным плафоном, зал является интереснейшим образцом диалога художественных систем 30-х и 50-х годов. Основная тема плафона - победа, на которую указывают различные аллегорические изображения военных и павильон с надписью "Слава". Примета послевоенных лет - в росписи присутствует также известный памятник Минину и Пожарскому. Это, кстати, единственное реально существующее сооружение из тех, что изображены на росписи. В фойе второго этажа Сергей Хачатуров обратил внимание на трехметровый рисунок рождественского Вертепа, написанного уверенной детской рукой в манере Матисса. Здание располагает также прекрасной *наруженой электрической рекламой в стиле 60-х годов. Г. Мхеидзе отметил, что именно в этот период в СССР было освоено массовое производство ламп дневного света. Странным кажется факт, что роспись и ДК в целом не привлек внимание исследователей и краеведов.

От ДК мы двинулись к туннелю, соединяющему две части Сыромятников, перерезанные веткой Курской железной дороги. Туннель сохранил скромный декор в стиле модерн. Уникально также бесстрелочное решение для проезда трамваев - две параллельные колеи. После туннеля открывается эффектная панорама - на небольшой безымянной площади стоят сооружения различных эпох и стилей, от неоготики до рационализма. Никаких примет нашего времени, за исключением редких иномарок.

Следующим в программе был *Дом Музыкантов. Под таким названием в прогулке фигурировал дом в Сыромятническом пр., построенный в начале 1930-х годов для рабочих завода "Манометр", находящегося напротив. Дом был надстроен после войны, причем довольно удачно - добавленные этажи сохранили модуль этажей первых. За элегантным, свежевыкрашенным подъездом скрывался подъезд сохранивший многие оригинальные детали, например, двери 30-х годов с щелками (вместо глазков). На втором этаже в квартире 52 нас ждала квартира художников и музыкантов. Именно здесь некоторое время проживали Карл Хламкин, Алексей Ёлкин и их разные друзья. Дверь открыл сам Елкин, который разрешил нам осмотреть *уникальное по сохранности жилое пространство начала 30-х годов: полы здесь до сих пор деревянные, крашенные, на кухне нет холодильника (есть летник под окном - там действительно прохладно!), и там же на кухне стоит *ванная на ножках в виде орлиных лапок. По мнению Алексея Петухова эта ванная попала сюда не с советского завода (такие не выпускались), а со склада или из другого дома. В каждой комнате квартиры есть стенной шкаф; на семью - поскольку квартира была комуннальной, сегодня этих застрех не хватило бы и для одного… Налицо различие между современным жизненным уровнем и представлениями о комфорте авторов проекта дома в Сыромятниках. Кульминацией посешения квартиры стал осмотр панно, выполненого Хламкиным для студии Ёлкина. В технике аппликации Карл изобразил черноморское побережье Кавказа, своих друзей и воображаемых подруг (девочки, вырезанные из журнала Playboy 70-х годов). В нескольких точках на постаментах стоят непонятные фигуры (красная голова и синее тело), которые хозяин назвал "Человекоракеты". Над всем ироническим великолепием в небе реет Ил-86 компании "Аэрофлот".

Пройдя через территорию бывшей Хлудовской богадельни (Бернгард Фрейденберг, Лев Кекушев и др.), мы вышли к "Дому с магазином", названному так, поскольку в нем находится единственный на все Сыромятники продовольственный магазин (никаких ларьков и рынка тут нет). Интересный образец ранней жилищной архитектуры, этот дом, по-видимому, строился как гостиница Курского вокзала (об этом говорят и некоторые жильцы), а когда был закончен, стал почему-то обыкновенным жилым домом. Поражают *светлые холлы этажей, в которых когда-то стояли кожаные диваны (опять же по словам жильцов), и *длинные коридоры (от их вида сразу приходят в голову слова Владимира Высоцкого: "Мы жили просто так,/ система коридорная,/ на 38 комнаток всего одна уборная…"). По всей видимости, автором проекта здания был архитектор Григория Мапу (1888-1949), который в 1928 г. представил "проект жилого квартала в Сыромятниках", состоявший из трех корпусов, центральный из которых и был осуществлен в Сыромятниках (проект опубликован Селима Хан-Магомедовым в т.2 монографии "Архитектура советского авангарда").



Известный *яузский шлюз Георгия Гольца находится в нескольких шагах от Дома с магазином, однако движение по набережной такое интенсивное, что пришлось улицу перебегать с риском для жизни. Шлюз, который в данный момент ремонтируется, поражает. Судя по имеющимся фотоматериалам, внешне комплекс не претерпел особенных изменений с 1939 г., за исключением окраски, которая была в оригинале многоцветной. Здесь было уместно вспомнить и о "помпейском стиле" в советской архитектуре второй половины 1930-х годов, который нашел отражение в творчестве и Гольца, и Александра Власова (Дворец Труда на Б. Калужской), и многих других авторов. Общее мнение - шлюз в Сыромятниках - изящный цитатник основ античной архитектуры.

Прогулка завершилась по адресу 4-й Сыромятнический, д. 1 - у *главного дома усадьбы, которая за сто лет сменила самых разных владельцев: капитан Мельгунов, княгиня Волконская, купец Монин, ревельский предприниматель Фридрих Даниэльсон, пионер русской нефтяной промышленности Кокорев, купцы первой гильдии Петр Дрейер и Виллиам Ватсон, пивзавод "Московская Бавария" (1р. 20 коп. за ведро пива "Венское чистое №1")... Сергей Хачатуров прокомментировал изящный дворовый и более строгий парадный фасады здания, оформление которых, по мнению искусствоведа, относится к 20-30-м гг. XIX века. По словам нынешних хозяев дома, от внутреннего убранства здания ничего не сохранилось. Сейчас на территории некогда огромной усадьбы (11 тыс. саженей = 5 га!), центром которой был этот дом, находится Мосвинкомбинат, уже осмотренный нами "Дом с магазином" и несколько небольщих предприятий.

Хостинг от uCoz